
21 октября 2021 в формате онлайн под председательством Максима Кухтина состоялось заседание Комитета ПМЗ по экономической политике. В повестке дня заседания стояли вопросы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) получателей господдержки с контролирующими органами, о режиме проверок коммерческих организаций в период действия ограничительных мер и после их отмены, о мерах ответственности исполнителей муниципальных и государственных контрактов в сфере строительства за нарушения, допущенные при приемке выполненных работ.
Приглашенная в качестве эксперта депутат Липецкого городского Совета депутатов Липецкой области Екатерина Пинаева в своем выступлении обратила внимание на ситуацию с регламентированием проверок субъектов МСП, которая сложилась в настоящее время.
На сегодняшний день в данном вопросе, есть определенные послабления: так ПП РФ от 8 сентября 2021 г. № 1520 введен мораторий на плановые проверки субъектов МСП на 2022 год. В соответствии с ПП РФ от 17.08.2016 г. № 806 действует риск-ориентированный подход, который позволяет выбрать форму, продолжительность и периодичность проверок исходя из деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска. Для предприятий с низким риском проверки вообще не проводятся.
С другой стороны, по мнению эксперта согласованность в сроках проверок разных надзорных органов оставляет желать лучшего. После снятия ограничений и вовсе могут возникнуть ситуации, когда подряд проходят несколько проверок разными структурами: ФНС, Рострудом, Ространснадзором, а проверки участников госзакупок могут проводиться по каждому контракту в неограниченном количестве.
«Одним из условий для комфортного развития бизнеса предприниматели называют снижение административной нагрузки, а именно снижение интенсивности контрольно-надзорных мероприятий субъектов МСП. В этой связи предлагаю рассмотреть возможность проведения выездных проверок предпринимателей на условиях соглашения между контрольно-надзорными органами, то есть если выездная проверка со стороны какого-либо органа уже проведена, то повторная проверка данного субъекта МСП не допускается. При этом должен применяться риск-ориентированный подход», — предложила Екатерина Пинаева.
Председатель Комитета ПМЗ по экономической политике Максим Кухтин поднял вопрос о мерах ответственности исполнителей муниципальных и государственных контрактов в сфере строительства, предусмотренных за нарушения, допущенные при приемке выполненных работ.
По его словам, за последние 10 лет режим проверок при реализации госконтрактов в сфере строительства ужесточился, а жесткость предъявляемых требований порой избыточна. Нарушением считается даже применение лучших материалов и оборудования только потому, что какие-то отдельные характеристики уступают предусмотренным проектом.
«Считаю, что нарушения в виде несоответствия фактически выполненных работ, не связанных с угрозой жизни и здоровью, необходимо квалифицировать не как мошенничество (ст. 159 УК РФ), а как нецелевое расходование денежных средств (ст. 285 УК РФ). В ст. УК 285 установить величину допущенного нарушения не в виде фиксированной суммы, а в виде % от контракта. В качестве компенсирующей меры ужесточить ответственность, например, за счет применения пеней и штрафов на сумму выявленных нарушений в соответствии с условиями контракта», — предложил Максим Кухтин.
По мнению молодого законодателя ввод данных предложения позволит, сохранить количество добросовестных подрядных организаций на строительном рынке и снимет чрезмерный риск уголовного преследования с лиц осуществляющих приёмку работ.
Все предложения, озвученные на комитете, будут направлены в профильный Комитет Совета Федерации для дальнейшей проработки и принятия решений.