
Палатой молодых законодателей при Совете Федерации (ПМЗ) активно прорабатывался вопрос по законодательному урегулированию института инициативного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации. Инициатором данной повестки был представитель Нижегородской области в ПМЗ Илья Ножечкин.
Отметим, что Конституцией Российской Федерации в части 1 статьи 32 гражданам гарантировано право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное конституционное право охватывает, в том числе, право участия жителей в определении направления расходования бюджетных средств (их части) как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований, которое составляет суть практики инициативного бюджетирования.
С 1 января 2021 года в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в практику муниципального управления введена такая форма участия граждан в решении вопросов местного значения, как инициативные проекты. Данные проекты позволяют уполномоченным субъектам инициировать и вносить в местные администрации инициативные проекты по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. Инициативные проекты, выдвинутые в установленном порядке, подлежат обязательному рассмотрению. Соответствующие изменения были внесены и в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Исходя из указанного конституционного права граждан, институт инициативных проектов должен быть внедрен и в бюджетный процесс на уровне субъектов Российской Федерации. На это ориентирует регионы, в том числе Министерство финансов Российской Федерации, издавшее ранее целый ряд документов по данному вопросу (приказы от 29 сентября 2020 года № 955 «О подготовке ежегодного доклада о лучших практиках реализации инициативных проектов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях», от 15 декабря 2020 года № 1101 «Об утверждении методических рекомендаций по планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов», Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования).
В то же время в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года № 117-р, отмечено отсутствие комплексного правого регулирования инициативного бюджетирования в Российской Федерации, в связи с чем необходимо определение правовых основ инициативного бюджетирования и наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по установлению особенностей реализации инициативного бюджетирования.
«Анализ практики правого регулирования инициативного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации показывает, что в настоящее время далеко не во всех регионах приняты законодательные акты, которые закрепляют обязанность направлять определенную часть бюджетных ассигнований региональных бюджетов на реализацию инициативных проектов по предложениям граждан, а также устанавливают особенности реализации инициативного бюджетирования, в том числе проведение соответствующих процедур отбора таких проектов с целью их финансирования», — комментирует Илья Ножечкин.
В качестве положительных примеров в данной сфере возможно отметить закрепление в Уставе Нижегородской области императивной нормы (часть 31 статьи 17) о том, что в составе расходов областного бюджета предусматриваются ассигнования на реализацию проектов инициативного бюджетирования в соответствии с законодательством области и Закон Нижегородской области от 30 декабря 2020 года № 173-З «Об инициативном бюджетировании в Нижегородской области». Закон Пермского края от 2 июня 2016 года № 654-ПК «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае», в соответствии с частью 3 статьи 6 которого в составе бюджета Пермского края ежегодно предусматривается объем средств для реализации инициативного бюджетирования в Пермском крае в размере не менее 0,1% от объема налоговых и не налоговых доходов, предусмотренных в бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
В целях определения правовых основ инициативного бюджетирования молодыми парламентариями ПМЗ было предложено внесение изменений в следующие федеральные законы, соответствующее обращение в адрес Министра финансов РФ Антона Силуанова направил председатель ПМЗ Александр Сапронов.
В частности предлагается:
1) Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнить часть 1 статьи 26.14 данного Федерального закона нормой о том, что бюджетом субъекта Российской Федерации в составе расходов предусматривается доля, направляемая на финансирование проектов инициативного бюджетирования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации:
а) дополнить статьей 80.1 «Инициативное бюджетирование». Предлагается следующая структура данной статьи: часть 1 – определение инициативного бюджетирования, при этом за основу возможно взять определение, данное в «Основных понятиях и терминах» Методических рекомендаций по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации; часть 2 - норма о том, объем расходов бюджета, виды и порядок выдвижения, внесения, рассмотрения и реализации проектов инициативного бюджетирования, осуществляемых за счет софинансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется законодательными и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов Российской Федерации; часть 3 - норма о том, что объем расходов бюджета, порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов как вида инициативного бюджетирования, осуществляемого за счет софинансирования из средств местных бюджетов, определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
б) внести соответствующие изменения в связи с проектируемой статьей 80.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в статьи 21 (часть 4 ), 165 данного Кодекса.